інформаційні статті
Кто должен вручать подозрение судье: в ожидании решения Большой Палаты ВС

Валентина Данишевская, член Высшего совета правосудия, глава Верховного Суда
— Уверена, что законодателем в положение о вручении судье сообщения о подозрении Генеральным прокурором или его заместителем закладывалась идея повышения статуса судьи, его авторитета, гарантий независимости, а также то, что это будет из ряда вон выходящий случай. Если бы таких подозрений было 1–2 в месяц, думаю, Генпрокурор и его заместитель справлялись бы с этим. Однако сегодня, к сожалению, заложенными в законодательстве идеями на практике пытаются злоупотреблять. Приобрели массовость сообщения в дисциплинарные комиссии и прокуратуру о якобы совершенных судьями преступлениях, как только те принимают решения не в пользу заявителей. Эти сообщения указанные органы обязаны регистрировать, и в результате мы имеем ворох производств по мнимым преступлениям судей.
Не будем лукавить: судьи, в свою очередь, также стали давать больше поводов для следственных действий в отношении себя. Поэтому факт вручения подозрения приобрел неожиданную остроту. Прокуратура стала трактовать положение о вручении подозрения таким образом, что Генпрокурор или его заместитель должны только подписывать документ, а личное ими вручение подозрения не настолько обязательно.
Теперь все зависит от того, как будет истолковано данное положение в судах. Думаю, главное здесь — здравый смысл и достижение реального результата. Если мы за счет упрощения процедур избавимся от компрометирующих судебную власть судей, это будет положительный результат. А если все сведется только к увеличению давления на судей, и ни одно дело не будет доведено до приговора? Абстрактное толкование закона в таком случае может навредить.
Игорь Бенедисюк, глава Высшего совета правосудия
— Законом очень четко определено, кто должен вручать судье сообщение о подозрении в совершении преступления. Но на практике обычно все происходит по-другому. За время работы Высшего совета правосудия мы обратили внимание на то, что вручение сообщений о подозрении судье часто проводится детективами или рядовыми работниками прокуратуры. В связи с наличием подобного понимания положений законодательства мы решили привлечь ученых, знатоков права для теоретического исследования этой проблемы. Завершив этот процесс, мы обсудим его результаты в Высшем совете правосудия, что позволит выработать более четкую позицию.
Пока однозначного ответа по данному вопросу нет, мы не хотим принимать на себя функции какого-нибудь процессуального органа. Поэтому ВСП рассматривает обращения и дает согласие на арест, задержание и временное отстранение от должности судей, опуская вопрос правильности соблюдения процедуры при вручении им сообщения о подозрении.
Проблема полностью исчезнет, когда появится четкая судебная практика. Если в судах придут к выводу, что вручать подозрения судьям должен только Генеральный прокурор или его заместитель, и это решение будет поддержано всеми судебными инстанциями, на этом вопросе можно будет поставить точку.
Людмила Фролова, судья Галицкого районного суда Львова
— Вручение сообщения о подозрении судьям лично Генеральным прокурором или его заместителем все-таки более соответствует принципу гарантирования независимости судебной власти, чем когда это делают рядовые сотрудники следствия или прокуратуры. Статус должности, уровень ответственности за принятие решений существенно уменьшает вероятность ошибки или злого умысла. Кроме того, случаев, когда судей подозревают в совершении уголовных преступлений, по большому счету, не очень много. Поэтому судья, имеющий определенный статус в стране, в соответствии с принципом верховенства права имеет все основания рассчитывать на личное внимание к своей персоне со стороны как минимум заместителя Генерального прокурора.
На основе своего опыта работы с сотрудниками прокуратуры и следователями я больше склоняюсь к мысли, что четкое понимание данного вопроса принесет не судебная практика, а законодательное урегулирование. Все проблемы снимет внесение определенных уточнений в процессуальные положения. Тогда и судьи почувствуют себя более уверенно.
Михаил Смокович, председатель Кассационного административного суда в составе Верховного Суда
— В отношении вопроса правомерности приобретения судьей статуса подозреваемого, то в данной ситуации, по моему мнению, мы должны руководствоваться буквой Закона. Если закон определил, что сообщение о подозрении судье вручает Генпрокурор или его заместитель, то только эти лица и должны это делать. Я исхожу из следующих соображений.
Во-первых, все субъекты властных полномочий должны действовать в порядке, определенном законом.
А во-вторых, нужно понимать цель применения именно таких норм. Нормы, о которых идет речь, и которые законодателем закреплены в процессуальных кодексах, направлены на обеспечение независимости судей.
Хотя практика идет сегодня другим путем.
Николай Онищук, ректор Национальной школы судей
— Процедура вручения сообщения о подозрении спецсубъекту — это гарантирование правового статуса судьи и защита его от возможных злоупотреблений со стороны исполнительной власти, в составе которой у нас фактически находятся органы досудебного расследования полиции, Генпрокуратуры и других правоохранительных органов. Суть этих гарантий заключается в том, что решение относительно объявления подозрения судье должен принимать прокурор, занимающий по статусу позицию не ниже, чем заместитель Генпрокурора. Считается, что прокуроры такого высокого уровня более ответственно подойдут к проверке обоснованности подозрения, наличию надлежащих доказательств, по которым обвиняют судью, и их достаточности.
А вот что касается механизма вручения сообщения о подозрении, то здесь процессуальный закон предусматривает возможность предоставления Генеральным прокурором или его заместителем поручения прокурорам низшего уровня. Эта техническая составляющая процедуры уже не является свидетельством о каких-либо гарантиях судьям, поэтому вполне естественно, что Генпрокурор не должен ехать к судье и лично вручать ему сообщение о подозрении.
Даже в случае разночтения процессуальных норм принимать новый закон или вносить изменения в действующие процессуальные законы потребности нет. Сегодня функция официального толкования законодательства принадлежит Верховному Суду. Его решения по конкретному делу являются рекомендованными для применения судьями и всеми субъектами исполнительной власти в подобных ситуациях. В вопросе правомерности вручения сообщения о подозрении судье рядовым прокурором, на мой взгляд, оснований для изменения правовой позиции коллегии судей Кассационного административного суда в составе Верховного Суда нет. Повторюсь, что определяющим здесь является вопрос, что именно дает гарантию неприкосновенности для судьи — принятие решения исключительно на высоком уровне или техническая передача сообщения?
Олег Ткачук, председатель Рады судей Украины, судья БП ВС
— Требования закона сформулированы таким образом, чтобы обеспечить максимальную защиту судьи от незаконного вмешательства, учитывая важность этой должности. Судебный процесс как с исторической, так и с практической точки зрения является процессом состязательным. Все стороны равны перед законом. Данным принципом следует руководствоваться и при вручении судье сообщения о подозрении в совершении преступления.
Именно с такой целью законом предусмотрена возможность открытия уголовного производства относительно судьи только Генеральным прокурором или его заместителем. Данная процедура должна быть соблюдена для обеспечения гарантий независимости судьи и в то же время должна показать равноправие сторон. Генеральный прокурор и его заместитель, как правило, не принимают участия в уголовном производстве, но представляют государство на наивысшем уровне. В свою очередь, каждый судья, вне зависимости от инстанции (первой, апелляционной или кассационной), осуществляет правосудие и каждое свое решение также постановляет именем народа Украины.
Таким образом, субъекту, действующему от имени народа и страны, с точки зрения равноправия сообщение о подозрении должно вручаться представителями государства на наивысшем уровне.
Станислав Шевчук, глава Конституционного Суда Украины
— Судебная власть является основным элементом существования демократического общества. Чтобы она не была уязвимой со стороны других ветвей власти, ей даны определенные конституционные гарантии независимости, которые распространяются и на процедуру вручения судье сообщения о подозрении. Если не будет независимости судебной власти, не будет и верховенства права.
Что касается самого вручения подозрения, то намерения законодателя заключались именно в том, чтобы право на это имели только Генпрокурор или его заместитель. Я как глава КСУ также не могу передавать свои полномочия другому судье КСУ. Не вижу причин для того, чтобы избавить Генпрокурора или его заместителя от необходимости вручать судьям сообщения о подозрении, тем более, что происходит это не каждый день.