Новини
Останні події, новини зі світу юриспруденції,
інформаційні статті
08.04.2020
АВТОР: BARRISTERS

«Правомерно ли отказывает туроператор в возврате денег клиенту?» – адвокат АО «Barristers» Кирилл Иорданов

Правомерно ли отказывает туроператор в возврате денег клиенту?

После введения ограничительных мер, связанных с карантином, изменились многие договорные отношения. Субъекты хозяйствования не в состоянии выполнить свои обязательства, по независящим от них причинам. Один из самых распространенных случаев это невозможность предоставления услуг туроператорами.

Клиенты раскупили туры заранее, ещё зимой, то есть до введения карантина. С туроператорами заключены договоры и произведена предоплата. Далее счастливым обладателям путевок оставалось только ждать наступления даты отъезда.

Тем временем в Китае нарастают темпы эпидемии вируса COVID-19 (расшифровывается как COrona VIrus Disease 2019, то есть коронавирусное заболевания 2019). 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения оглашает начало мировой пандемии COVID-19.

Несмотря на то, что поначалу в Украине масштабы эпидемии были незначительными, в тот же день, 11 марта Кабинет Министров Украины своим постановлением № 211 вводит карантин и ограничительные меры. Позже в данное постановление Кабмином вносились изменения постановлениями от 16 марта 2020 № 215, от 20 марта 2020 № 242, от 25 марта 2020 № 239 и от 29 марта 2020 № 24 и №255 от 2 апреля 2020 года.

Органы местного самоуправления на местах принимают свои нормативно-правовые акты, конкретизирующие ограничения, введенные Кабмином. Зачастую такие ограничения в регионах даже усиливают.

Вследствие принятия нормативно-правовых актов Кабмином и местными органами, стало невозможным ведение большинства видов бизнеса. А в следствие запрета авиа, железнодорожных и прочих перевозок, работа прекратилась работа туроператоров.

Отсюда и начинается проблема. Клиент, понимая, что тур более невозможен, обращается к туроператору с требованием вернуть уплаченные деньги. Либо туроператор сам сообщает клиенту об отмене тура.

Отмену тура оператор обосновывает вышеупомянутыми постановлениями Кабмина, а также фактом наступления форс-мажорных обстоятельств. Действительно, 17 марта Верховная Рада приняла Закон Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространение коронавирусной болезни (COVID – 19)” (проект № 3219), которым карантин определен форс-мажорным обстоятельством.

В этой связи туроператор предлагает клиенту туры в будущем с открытой датой, однако цены на такие туры ощутимо выше. Для урегулирования конфликта клиенту предлагается подписать дополнительное соглашение о смене тура на будущую дату по новой, более высокой цене.

Субъективно действия оператора можно понять, так как с введением карантина начался экономический кризис и бизнес остановился. Поэтому уплаченные клиентом деньги возвращать желания нет и либо оператор всё-таки предоставит услуги в будущем, либо начнёт юридическую полемику на тему наступления форс-мажорных обстоятельств и освобождения от ответственности и невозврате денег.

Однако сложившаяся ситуация не является безысходной для клиента и имеет вполне реальные перспективы возврата потраченных средств.

Во-первых, если вы действительно хотите вернуть деньги, уплаченные за тур, не подписывайте предложенных Вам дополнительных соглашений к договору. В случае подписания таких дополнительных соглашений, вы добровольно соглашаетесь на новую более высокую цену тура, на открытую дату, которую на данный моменту невозможно точно назначить, а также на другие условия, на которые хватит фантазии у туроператора. Вплоть до включения в соглашение вашего же согласия не добровольный невозврат денег и неполучение тура вовсе.

Во-вторых, для возврата денег вам необходимо перевести спорную ситуацию на бумагу и изложить свою правовую позицию в виде письменной претензии.

Взаимоотношения между клиентом и туроператором регулируются не только Гражданским кодексом, но и специальными законами в данной сфере, такими как Закон Украины «О туризме», Закон Украины «О защите прав потребителей».

Согласно статьи 20 Закона Украины «О туризме», туроператор или турагент вправе отказаться от исполнения договора лишь при условии полного возмещения заказчику убытков, подтвержденных в установленном порядке и причиненных вследствие расторжения договора, кроме случая, если это произошло по вине туриста.

Таким образом данной нормой предусмотрены обязанности туроператора возместить клиенту убытки, которыми являются в данном случае его финансовые затраты.

Если во время выполнения договора на туристическое обслуживание туроператор не в состоянии предоставить значительную часть туристского продукта, по которому в соответствии с договором на туристическое обслуживание стороны достигли согласия, туроператор должен с целью продления туристического обслуживания принять альтернативные меры без возложения дополнительных расходов на туриста, а в случае потребности возместить ему разницу между предлагаемыми услугами и теми, которые были предоставлены.

В случае невозможности осуществления таких мер или отказа туриста от них туроператор обязан предоставить ему без дополнительной оплаты эквивалентный транспорт для возвращения к месту отправления или иного места, на которое согласился турист, а также возместить стоимость предоставленных туроператором туристических услуг и выплатить компенсацию в размере, определенном в договоре по договоренности сторон.

Таким образом, обязанность туроператора возместить убытки клиента предусмотрена, а замена тура более дорогим – запрещена. Исключением является добровольное согласие клиента на другие условия, закрепленные в договоре или дополнительных соглашениях.

Согласно статьи 10 Закона Украины «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от договора о выполнении работ (оказании услуг) и требовать возмещения убытков, если исполнитель своевременно не приступил к выполнению обязательств по договору или выполняет работу настолько медленно, что закончить ее в определенный срок становится невозможным.

При этом, несмотря на вышеприведенные и другие нормы законодательства, туроператор будет ссылаться на освобождение от ответственности ввиду наступления форс-мажорных обстоятельств, как на освобождение от обязанности возврата уплаченных денег.

Прежде всего следует заметить, что ссылаться на наступление форс-мажорных обстоятельств туроператор может только в случае наличия у него соответствующего сертификата Торгово-промышленной палаты Украины. Если туроператор такой сертификат не оформил, то ссылаться на форс-мажор неправомерно (если конечно в договоре не указано обратного).

Если же сертификат о наступлении обстоятельств непреодолимой силы есть, то в данном случае следует обратить внимание на следующее.

Статьей 218 Хозяйственного кодекса Украины предусмотрено, что субъект хозяйствования за нарушение хозяйственного обязательства несет хозяйственно-правовую ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы.

Согласно 617 Гражданского кодекса Украины, лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности за нарушение обязательства, если докажет, что это нарушение произошло вследствие случая или непреодолимой силы.

То есть, этими статьями регулируется ответственность сторон за невыполнение обязательств, связанных с форс-мажором. Это значит, что в случае не предоставления услуг, туроператор освобождается от санкций – оплаты штрафа, пени и т.п.

Освобождение туроператора от возврата денег, которые он получил от клиента за не предоставленные услуги, законодательством не предусмотрено.

Более того, невозврат денег при не предоставлении услуг даже нелогичен. Например, вы заказали в интернет магазине телевизор с доставкой на дом и сделали предоплату. Однако продавец по независящим от него обстоятельствам не смог выполнить заказ и доставку не осуществил. Вполне логичным является возврат денег покупателю, так как телевизор фактически продан не был.

Таким образом, законодательство не позволяет туроператору в одностороннем порядке отказаться от выполнения своих обязательств без возврата денег клиенту.

Однако для положительного решения такой спорной ситуации необходимо прежде всего не упускать договор, заключенный между клиентом и туроператором, проверить его на наличие «подводных камней». После этого клиент должен дать понять оператору, что он юридически подкован и будет отстаивать свои права.

В этом случае, туроператору выгоднее отступить и не доводить дело до суда, так как судебная тяжба вызовет дополнительные расходы. Однако в случае отказа оператора в возврате средств, клиент имеет вполне реальные перспективы удовлетворения своих требований в судебном порядке.

Джерело: BARRISTERS
1527
ВСІ НОВИНИ НАСТУПНА НОВИНА